Сбор библиографии

Кулан является одним из немногих средневековых городов Жетысу, локализация которых не вызывает разногласий. Он отождествляется с городищем Кулан, расположенным на северо-восточной окраине одноименного села – районного центра Жамбылской области.

Исследование городища Кулан имеет большое значение в вопросах изучения взаимодействия культур и цивилизации по Великому Шелковому пути, взаимовлияния города и степи. Территория Казахстана и, в частности Шу-Таласской долины являлись своеобразным мостом, где происходил диалог культур. Именно в городах Юго-Западного Жетысу встречались различные этносы, культурные традиции, религии, которыми была создана одна из ярких, самобытных городских цивилизаций.

Особенно важна роль археологии в изучении урбанизации городов, в изучении их как центров политической, экономической и культурной жизни на протяжении древности (протогорода), античности (ранние города), и всего средневековья – от раннего до позднего, от эпохи древних тюркских государств до Ак Орды и Казахского ханства.

Археологическое изучение городища Кулан способствует выявлению и раскрытию функциональных элементов городской культуры периода раннего и развитого средневековья Центральной Азии на примере древнетюркских каганатов по имеющимся археологическим, историческим, художественным, литературным, религиозным и другим источникам, отражающим ценности и нормы культурной жизни каганатов.

Город Кулан известен в письменных источниках начиная с начала VIII века. 730 году здесь проходил маршрут китайского паломника Сюань Цзян. В районе Кулана он описывает обширную местность под названием Цянцюань (Тысяча ключей, Мыңбұлақ) [1], протянувшегося на 200 ли [2]. В этой местности у подножия величественных гор располагалась летняя ставка тюркского кагана.

Город под названием Кулан известен в сообщениях арабских авторов VIII-XIII вв [3]. ибн Хордадбех называет Кулан богатым селением. По словам Кудамы пустыня между Таразом и Куланом также называлась Куланом: «Песок между Таразом и Куланом с северной стороны, а за песком пустыня из песка и гальки, в ней ехидны, [она тянется] до границы кимаков. … От Кульшуба до Кулана таким же образом 4 фарсаха. Итого от города Тараза до Кулана 14 фарсахов по пустыне, называющейся Кулан».

В конце Х в. Макдиси все еще указывает Кулан в перечне городов округа Испиджаб, но отмечает, что он уже опустел. Но уже к XII в. в городе на короткий период заново возрождается жизнь, что позволяет автору географического

словаря «Муджам ал-булдан» Якуту ал-Хамави, писать: «Кулан – приятный городок на границах страны тюрков, со стороны Мавереннахра».

В своем сочинении «Ал-камиль фи-т-тарих» ибн ал-Асир упоминает о походе арабов на Кулан при халифе Мамуне в 810 г.[4], во время которого погиб хурасанский суфийский подвижник Шакик ал-Балхи [5].

Археологическое изучение Кулана началось с разведывательных раскопок экспедиции А.Н.Бернштама в 1936 г, Семиреченской археологической экспедиции АН КазССР в 1963-1965 гг [6]. САЭ были заложены шурфы на цитадели и шахристане площадью 16 м2 и 15 м2 соответственно; раскопаны центральная часть бугра Луговое А и частично бугор Луговое Б [7]. Разведывательными раскопками было установлено, что город жил в период с VII до начала XIII столетия.

На территории городища окруженного длинными стенами раскопаны несколько бугров, обозначенные литерами А, Б, В, Г и Д. Объект Луговое А был замком, Луговое Б – сельскохозяйственной усадьбой с мастерской по производству вина и сладостей из виноградного сока, Луговое Г загородной резиденцией одного из представителей знати.

В ходе раскопок замка Луговое А получен материал, позволяющий датировать постройку VII-VIII вв., просуществовавший с небольшими перестройками вплоть до X в[8].

Луговое Г была одноэтажным сооружением дворовой композиции. Просторный внутренний двор по трем сторонам окружал ряд комнат. С четвертой стороны находилось несколько взаимосвязанных помещений, соединенных с двором одним широким проемом. Постройка была богато украшена резным декором[9]. Резиденция существовало в X-XII вв.

Луговое Б – остатки сельской усадьбы. В одном из ее помещений находилась мастерская по переработке винограда. Мастерская состояла из давильных площадок, колодца-резервуара и сокосборных чанов. Датируется усадьба VIII в[10]. Таким образом, на городище Кулан в основном исследовалась постройки сельской округи, шурфы на цитадели и шахристане, давшие хронологическую колонку для городища не выявили существенных остатков, крупных сооружений, на основании которых можно было бы судить об архитектурно-строительных особенностях.

Исследования по теме «Городище Кулан» было призвано восполнить этот пробел. Цитадель – это то ядро вокруг, которого складывался город, и его изучение даст ответы на многие вопросы возникновения и развития города. Археологические исследования 2015 года производились на цитадели в раскопе 15х20 м, на шахристане в траншее 30х4 м.

Непосредственным раскопкам на городище предшествовала работа по систематизации архивных материалов, подготовка объектов для исследования, изучение и дешифровка аэрофотоснимков.

Результате работ на цитадели вскрыта часть монументального сооружения замкового типа, с разно функциональными помещениями культового характера. Выявленное сооружение является основой сформировавшейся на протяжении веков топографии цитадели [11].

Обнаруженные конструкции уникальны тем, что имеют сравнительно хорошо сохранившиеся орнаментальные композиции, которые дают цельную картину[12].

Уникальным является использование изображений горных козлов и сцены охоты, присущих для наскального искусства в оформлении зала. Это свидетельствует о том, что в строительство и оформление интерьера сооружения велось местными мастерами, а не согдийцами, которым отводится роль строителей городов в регионе.

Еще одним немаловажным результатом работ явилось создание карта-схемы городища и прилегающей территории с применением новых компьютерных технологий. Карта-схема, на которой отображен весь куланский археологический комплекс, создана на основе космоснимков, что позволила документировать объекты с минимальными погрешностями. При помощи электронного тахеометра отснят подробный топографический план центральной части городища, зафиксировавший современное состояние памятника. Топографический план городища позволил установить точные параметры памятника, его составных частей, которые неверно были отражены и разнились в научных публикациях.

2017 году работы были продолжены в прирезке к раскопу 1 с юго-западной стороны. Размеры прирезки составили 16х10 м. Раскопками выявлены значительные перестройки дворца тюрко-тюргешского периода, при котором были застроены свободные от застройки площади, а также помещения дворца. По времени эти сооружения относятся к концу 8 – началу 9 веком, и условно нами обозначаются как, карлукские.

До возведения данного сооружения карлукского периода, все три помещения дворца были заполнены кладкой из сырцового кирпича, а дверные проемы перед этим были замурованы отдельно. При возведении сооружения стены дворца не были разобраны. Стены новых помещений были частично вписаны в пределы стен дворца, а также заняли свободную от застройки площадку.

Полевые работы 2018 года явились продолжением исследований 2015, 2017 годов. На цитадели продолжены исследования дворцового сооружения, общая площадь исследований составила около 400 кв.м.

Иллюстрации рабочего процесса

Об институте

Казахский научно-исследовательский институт культуры
Министерства культуры и спорта Республики Казахстан

ТОО «Казахского научно-исследовательского института культуры» является научно-исследовательской и проектной организацией Республики Казахстан по системному анализу культурного пространства страны во всех его уровнях, участию в выработке государственной культурной политики, научному и методическому обеспечению деятельности государства в области культуры и информации, комплексному изучению и сохранению историко-культурного наследия Казахстана.

Миссия Казахского научно-исследовательского института культуры заключается в осуществлении углубленного системного анализа сферы культуры и научно-исследовательской деятельности, реализации Концепции культурной политики Республики Казахстан, сохранении и изучении историко-культурного наследия Казахстана, интеграции в мировое культурное пространство и эффективном международном сотрудничестве.

Официальный сайт: www.cultural.kz

О группе

К.М.Байпаков

Руководитель проекта

Карл Молдахметович Байпаков — яркий представитель национальной интеллигенции в третьем поколении, профессионал, эрудит, человек тонкой душевной организации и глубокого ума, буквально излучающий симпатию и расположение людей. Среди наиболее заметных достижений в полевой археологии — раскопки Отрара, открытие дворцового комплекса на городище Куйруктобе с уникальными резными досками VII-IX вв.; буддийского храма на городище Каялык. Многогранно и плодотворно сотрудничество академика К.М. Байпакова с ЮНЕСКО и другими международными организациями. Интересны его работы, проводимые в области археологической архитектуры. Выдающийся археолог всю свою жизнь посвятил этой увлекательной профессии и изучению богатого прошлого нашей страны.

Результаты научных исследований К.М. Байпакова нашли отражение в ряде обобщающих монографий и проблемных статей. Им опубликовано 10 монографий, 6 альбомов, каталогов и 4 учебника и учебных пособий, свыше 300 научных и более 80 научно-популярных статей.

Участники проекта: Т.В.Савельева, С.Ш.Акылбек, А.Ж.Сыдыков, Л.В.Дубровская, Б.С.Султанмуратов, Ш.Алмазулы, Н.А.Сыдиев